История создания Висячего сада
Висячие сады — одно из семи чудес света, появление которого связывают с героиней древних мифов Семирамидой. Ее историческим прототипом была единолично правящая ассирийская царица Шаммурамат. Семирамиде в мифах присущи такие качества, как коварство, властность, мужество, изворотливость ума. В мифах она убивает супруга, чтобы получить власть, чем вызывает ненависть родного сына, неоднократно пытающегося ее убить.
Как известно, Екатерина Великая была страстной любительницей античности. Висячий сад в Царском Селе появился, когда императрица пожелала видеть в своей резиденции здание, своим видом повторяющее античные постройки. Нельзя не отметить некоторые сходства в биографии Екатерины II и жизни мифической Семирамиды. Трагическая гибель ее супруга императора Петра III, свергнутого Екатериной, случившаяся вскоре после осуществленного ею дворцового переворота, темным пятном легла на все время ее царствования. Сын императрицы Павел, занявший российский престол после смерти матери, винил ее в смерти отца.
Устройство сада
Создавался этот Висячий сад в Царском Селе Камероном, которого привела в Россию такая же сильная любовь к античной архитектуре, как у его царственной нанимательницы. До своего приезда в Россию Камерон провел несколько лет в Риме, где по книге великого зодчего эпохи Возрождения Палладио изучал римские термы. Их архитектурный аналог в свое время и появился в Царском Селе, частью которого и стал Висячий сад. Эта терраса держится на мощных сводах, подпирают которые не менее мощные пилоны. Прежде чем разбить сад, на террасе выстелили гидроизоляционный слой из свинца, поверх него была насыпана почва, подходящая по составу и свойствам для выращивания сирени, яблонь, жасмина, роз, пионов, тюльпанов и нарциссов.
По бокам сад ограничивался не сохранившейся на сегодняшний день балюстрадой из доломита, добывавшегося на острове Эзель. Уже в начале XIX столетия ее заменили выкрашенной в белый цвет деревянной балюстрадой, так как прежняя сильно обветшала. Спустя пять лет сад расширили в связи со строительством Пандуса. Это был последний проект Камерона при жизни Екатерины II. В 1792 году императрица изъявила желание, чтобы был построен спуск, по которому можно было прямо из Висячего сада попасть в остальную часть Екатерининского парка. Архитектор предложил не строить снова лестницу, которая уже была в Камероновой галерее, а сделать пологий спуск (пандус). Для устроения Висячего сада на высоте второго этажа была построена терраса между Камероновой галерей, Агатовыми комнатами и Зубовским флигелем.
Архитектурные особенности пандуса
Пандус образуется на семи постепенно понижающихся сводах и трех пилонах. Над замковыми камнями сводов высечены маски древних богов: Юноны, Юпитера, Минервы, Меркурия и Марса. Через два года строительство Пандуса было завершено, руководил все время процессом архитектор И. Неелов, помощник Камерона. По обеим сторонам спуска установлены бронзовые статуи муз: Мельпомены, Каллиопы, Эвтерпы, Терпсихоры, Полигимнии и других. Поэтому в XVIII веке пандус называли лестницей богов. Внизу, у входа, стояли две огромные бронзовые вазы.
При императоре Павле бронзовые статуи были вывезены в Павловск, а вернул их на свое прежнее место любимый внук императрицы Александр I. В конце строительства на пандусе были установлены решетчатые железные ворота, простоявшие до середины XIX столетия. В 1811 году Пандус передвигали в связи с построением вблизи Висячего сада Гранитной террасы. Рядом с Гранитной террасой шла широкая прямая аллея, которая сегодня называется Рамповой. Цель такого передвижения — совмещение направления Пандуса с направлением Висячей аллеи. Во второй половине XIX века Александр II распорядился заменить ворота Камерона новыми воротами, которые и сохранились до наших дней.
Редакция сайта Пушкин.спб.ру