Замысел проекта деревни приписывается А. Ринальди и датируется примерно 1772 годом. Постройка началась спустя 10 лет и закончилась к 1786 году, хотя была завершена не полностью. Ее вел Ч. Камерон. Деревня представляла собой группу домиков, построенных для приезжавших ко двору знатных гостей и придворных Екатерины II. В настоящее время, как и 200 лет назад, домики используются под жилые и гостевые апартаменты.
Основные этапы строительства
Строительство деревни сильно отошло от проекта, плюс облик очень изменила ее реконструкция в 19 веке, поэтому увидеть полный замысел Китайской деревни можно только на чертежах. Центральным зданием должна была стать восьмиугольная обсерватория, стоящая посреди восьмиугольной площади. Площадь и улочку, ведущую к обсерватории, должны были образовывать 18 одноэтажных домиков в китайском стиле с галереями. Проект обсерватории скопировали с китайской пагоды, изображение которой опубликовали в Амстердаме в 1669 году. При въезде на улочку должны были стоять ворота, а за деревней — восьмиярусная башня-пагода, которой отводилась роль смотровой вышки. Для ее возведения был заказан макет знаменитой лондонской пагоды, возведенной архитектором Кью У. Чемберсом.
Большинство построек в 18 веке возводили по детальным рисункам из альбомов или по гравюрам. С одним изображением получилось небольшое недоразумение. Не дошедший до нас Китайский городок А. Ринальди строил на базе французской гравюры с видом одного из парковых строений, дворца «Продолженной весны», близ Пекина. В Петербурге тогда не знали, что именно это здание построили в Китае как парковый павильон, изображающий европейский город.
Завершение строительства
Всего было построено 10 домиков, здание обсерватории возвели не полностью. Галереи, ворота и пагоду построить не успели. Роль смотровой вышки выполнил Большой каприз, позволяя любоваться прекрасным видом царскосельских парков. А Малый каприз стал служить воротами в Китайскую деревню. Использовались для жилья первоначально только 4 домика, но и из них вскоре съехали обитатели из-за крайней сырости. Для обсушения пришлось строить каменные подземные трубы под полами. Изначально стены домиков были облицованы красносельской фаянсовой плиткой, но она потрескалась от мороза, после здания оштукатурили и раскрасили по китайским мотивам. Крыши домиков были «по-китайски» изогнуты и украшены изображениями драконов. А сверху на каждой сидело фантастическое животное.
История китайской деревни в 19 веке
В 1817—1822 гг. В. Стасов произвел перестройку домиков, объединив их и приспособив под жилые квартир, при домиках были созданы миниатюрные садики. Но китайский стиль был разрушен, и вычурный декор деревни был утрачен. В 19 веке домики использовались в качестве гостевых апартаментов. Каждый из них был полностью меблирован и снабжен всей необходимой для проживания утварью. Часто и подолгу в деревне со всей семьей жил известный историк Н. М. Карамзин.
Современное время
Датская компания «ТК Девелопмент Пушкин» за свой счет полностью восстановила Китайскую деревню в обмен на право ее аренды на 49 лет и право использовать под гостиничный комплекс. Сейчас там 28 апартаментов, в которых может пожить каждый желающий.
Редакция сайта Пушкин.спб.ру