История здания
Здание в котором сейчас находиться музей имени Павла Петровича Чистякова было построенно в 1878 году по проекту архитектора А.Х.Кольба, на деньги вырученные художником от продажи картины «Голова боярина». В этом доме известный педагог жил и трудился 43 года.
По рисункам Чистякова была сделана декоративная резьба интерьеров, появилось четвертое входное крыльцо. Дом является образцом деревянного зодчества конца 19 века. На крыше дома сидят два сказочных флюгера-петушка. Вокруг дома разбит сад, такой, чтобы художник и его ученики могли в нем рисовать.На первом этаже была столовая и две гостиные, в одной из них стоял рояль, на улицу выходила летняя веранда, где семья художника слушала музыку. На втором этаже размещалась мастерская с огромным окном, у которого стоял рабочий стол.
Музей П. П. Чистякова в годы Великой Отечественной войны
Во время войны дом значительно пострадал. А после войны, так как остался пригоден для жилья, был быстро заселен. В нем сделали перегородки и стали жить несколько семей. В 1979 году здание было взято под охрану государства как памятник истории и культуры. Была произведена реставрация здания, и дом стал еще одним украшением города Пушкин. В апреле 1987 года в нем открылся музей. Здесь собрали подлинные произведения живописи и бытовые предметы Павла Петровича (более 1300 единиц), которые до этого хранились у его внука, в архиве и в Музее Академии художеств.
Биография Павла Петровича Чистякова
Русский художник Павел Петрович Чистяков (5 июля 1832 — 11 ноября 1919) известный педагог, автор исторической, жанровой и портретной живописи. Его учениками были Врубель, Васнецов, Репин, Суриков и многие другие. Чистяков в 1860 году получил золотую медаль за картину «Патриарх Гермоген в темнице». За такие произведения, как «Римский нищий», «Голова чучарки» и «Француз , собирающийся на публичный бал» получает звание академика.
После возвращения из-за заграничных поездок Павел Петрович получает должность адъюнкт-профессора (рядового преподавателя) в Академии художеств. С 1892 года – профессор и заведующий мозаичной мастерской Академии художеств, под его началом проводились мозаичные работы в храме Христа Спасителя в Москве, в Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христа в Петербурге.
Многие портреты и полотна Павла Петровича так и остались незавершенными. Он ясно видел цель, умел научить других, а на себя или времени не хватало, или он просто сделал выбор в пользу преподавательской деятельности. В его доме всегда было много народа, ученики, друзья, он преподавал в академии и вел кружки вне ее, письменно давал советы художникам, которые не могли приехать в Петербург.
Великий педагог разработал свою систему преподавания, которая шла вразрез с академической. В академии только вырабатывали технику, что позволяло быстро и механически сделать любой этюд. А Павел Петрович воспитывал художника-человека, учил знать и чувствовать предмет – не просто копировать природу, а добавлять в нее свою душу. Он считал, что кредо настоящего художника: «Чувствовать, знать и уметь – полное искусство». Каков итог 87 лет жизни Павла Петровича? Несколько исторических картин и портретов плюс незаконченная книга об искусстве и педагогике, а главный результат – это сотни картин, которые создали его ученики.
Редакция сайта Пушкин.спб.ру