История строительства дежурных конюшен
Здание возведено к 1824 году для размещения собственной конюшни императора Александра I. Проект Дежурных конюшен выполнил архитектор В. Стасов, а строительство вел архитектор придворной конюшенной конторы С. Шустов. По замыслу Стасова, полуциркульное в плане строение конюшен композиционно объединило окружающие его дома в законченный ансамбль.
При осуществлении проекта С.Л.Шустов увеличил здание по длине и в высоту, устроив над частью здания со стороны торцов антресольный этаж для квартир служащих. В период Второй мировой войны здание пострадало, но было восстановлено и какое -то время использовалось как танцевальный зал, который тогда получил название "Белый зал", а потом как общежитие.
Современное время. Выставка карет
Сейчас в здании дежурных конюшен расположена организованная ГМЗ «Царское Село» постоянная выставка «Придворный экипаж XVIII – начала XX века». В музее собраны почти все виды и конструкции экипажей, существовавших в России и Европе с XIV по XX век. На выставке представленны двадцать четыре старинных императорских экипажа:
- Парадные кареты, участвовавшие в коронации,
- Фаэтоны,
- Кабриолеты, предназначенные для увеселений и прогулок.
- Пышные кареты Екатерины II,
- Кареты уникальной конструкции Александра III,
- Сани Павла I и возок-коляска, изготовленная для его детей.
Еще Николай I в свое время понимал историческую и художественную ценность собрания придворных экипажей и задумывал открыть музей. Его идею реализовал Александр II, открыв в 1860 году Придворно-конюшенный музей в Санкт-Петербурге. Для него было построено специальное двухэтажное здание. После революции музей был расформирован, а кареты отправились в «хождение по музеям». Часть из них использовалась для съемок в фильмах, после которых некоторые из них не подлежали восстановлению. В 1969 году экипажи были переданы в Царское Село Екатерининскому дворцу-музею, после этого их отреставрировали и часть выставили в Камероновой галерее. После возвращения музею здания бывших Дежурных конюшен выставка придворного экипажа была открыта здесь.
Редакция сайта Пушкин.спб.ру