Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Выставка «Карл Росси. Портрет на фоне Павловска»

Событие уже прошло
Выставка «Карл Росси. Портрет на фоне Павловска»

С 27 июня в течение всего летнего сезона по сентябрь месяц в Государственном музее-заповеднике «Павловск» будет открыта необычная по своему составу и по своей значимости выставка – «Карл Росси. Портрет на фоне Павловска». Экспозиция подготовлена при участии Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, Тверского государственного объединенного музея и финансовой поддержке Комитета по культуре при Правительстве Санкт-Петербурга.

Выставка размещена в интерьере Большой дворцовой библиотеки, которая носит имя своего создателя – Карла Росси. Кто не знает этого имени прославленного в веках создателя величественных архитектурных ансамблей имперского Санкт-Петербурга? Ими можно любоваться ежедневно. А вот в Павловске каждый посетитель, даже хорошо знающий творения архитектора, увидит неизвестного Росси и даже забытого Росси, чье творческое дарование расцвело в Павловске и куда он неоднократно возвращался, чтобы дарить ему новые образы. Так с помощью архитектурных проектов и изысканных по прорисовке деталей на акварельных рисунках создается портрет архитектора на фоне Павловска.

Карлу Росси, итальянскому мальчику из Неаполя, было около десяти лет, когда он приехал в Россию с матерью-балериной и отчимом, известным балетмейстером Шарлем Ле Пиком. Вскоре первый танцовщик императорских театров Ле Пик получил участок в Павловске недалеко от дворца и построил дом, а соседом его оказался Винченцо Бренна, придворный архитектор императора Павла I. Это во многом определило судьбу молодого Карла Росси, который стал учеником и воспитанником Бренны. С юных лет он часто бывал в дворце, где его учитель отделывал комнаты для владельцев Павловска великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Став императором Павел I задумал превратить Павловск в императорскую резиденцию и поручил Бренне работы по расширению дворца. С этого времени архитектурным помощником Бренны определен Карл Росси, с 1796 года официально зачисленный по штату Кабинета Его Императорского Величества. Молодой Росси принял самое активное участие в строительных и отделочных работах своего учителя в Павловске и в Михайловском замке, тщательно вычерчивая архитектурные планы, готовя проекты для предметов художественного убранства. Природа щедро наградила его талантом, а здесь, в Павловске на строительных лесах и за чертежным столом он постигал секреты творчества и совершенствовал мастерство.  Эти чертежи юного Росси можно увидеть на выставке. Из ранних работ привлекает внимание проект скульптурной группы «Три грации», подготовленный специально для портика в Собственном садике с учетом его размеров. Именно по этому проекту скульптура была выполнена П. Трискорни в Италии по заказу Александра I для подарка матери-императрице.

С вступлением на престол Александра I Бренна решил покинуть Россию. Испросив разрешение у императора отпустить с ним Росси для совершенствования того в науках, он отправился со своим воспитанником в путешествие по Европе. Благодаря Бренне, перед Росси открылся весь мир архитектуры от античности до XVIII века.  Когда весной 1803 года в Павловском дворце случился пожар, вдовствующая императрица Мария Федоровна обратилась к Бренне с просьбой прислать чертежи дворца, которые тот увез с собой, потому что хотела возродить дворец в его первоначальном виде. Бренна с чертежами послал в Россию Карла Росси, который к тому же хорошо помнил дворец до пожара. Летом 1803 года вместе с чертежами Росси преподнес императрице красную шелковую папку с золотым тиснением, в которой находились листы с проектами различных украшений. Этот уникальный альбом, истинное сокровище в коллекции музея, впервые экспонируется на выставке.

В 1806 году по возвращении из Европы Росси получил звание архитектора и направлен в Москву, где построил Театр на Арбате, затем перестроил и заново отделал Путевой дворец в Твери для дочери императрицы Великой княгини Екатерины Павловны и её супруга Тверского и Ярославского губернатора принца Георгия Петровича Ольденбургского. Первое появление Росси в Павловске связано с грандиозным праздником в честь Александра I, победителя Наполеона, который состоялся 27 июля 1814 года у Розового павильона. Часть торжеств проходила в отделанном Росси Павильоне Мира.

С 1816 года Росси много работал для Павловска, выполняя обязанности главного архитектора. В Павловском парке появились различные объекты малых архитектурных форм: мосты, ворота, беседки, паромные пристани, декоративные вазы, фонари. Они выполнены из чугуна в технике художественного литья на Александровском чугунолитейном заводе талантливым инженером Матвеем Кларком. Благодаря чувству пропорций и красоте формы они гармонично вписываются в ансамбль. Там же в 1826 году была отлита чугунная статуя Аполлона для знаменитой Колоннады Аполлона.  

На выставке представлены уникальные проекты Росси для Угловой гостиной из собрания музея Академии художеств. Именно находка этих листов помогла воссоздать утраченный интерьер во всех деталях. Самой знаменательной работой Росси в Павловском дворце стало возведение над галереей Гонзага Большой дворцовой библиотеки, получившей затем название по имени своего создателя – Библиотека Росси, которой в этом году исполняется 195 лет. Погибшая в огне пожара в январе 1944 года, возрожденная библиотека живет в ритме новой жизни, и только отсутствие шкафов на центральной стене говорит, что процесс воссоздания еще продолжается. Приходите в библиотеку тогда, когда солнце клонится к западу и его лучи потоками льются через большие полуциркульные окна, и происходит чудо: мебель из волнистой березы начинает светиться золотым сиянием и огромный зал наполняется теплым светом.

Неотъемлемой частью экспозиции являются виды Павловска, на которых запечатлены творения Камерона и Бренны, несомненно оказавших влияние на формирование эстетических идеалов архитектора в годы юности Карла Росси. Среди них уникальные гуаши С. Щедрина и Д. Скотти, акварели Т. Васильева и А.-Ф. Шуха.

Карл Росси – знаковая фигура для Павловска, и эта выставка – дань уважения в год 170-летия со дня смерти великого зодчего.

баннер