С 23 марта по 14 апреля в Каминном зале Государственного музея «Царскосельская коллекция» пройдет выставка живописи Игоря Чурилова. Экспозиция составлена из новых работ последних лет, написанных художником под впечатлением от путешествий по Волжским и другим местам России.
«Выставка «Образ и цвет» продолжает тему восприятия пространства окружающего мира, развитую в предыдущих проектах петербургского художника Игоря Чурилова.
Обладая аналитическим складом ума, И. Чурилов не в последнюю очередь открывал для себя пластические обретения мастеров прошлого. Поначалу одним из таких источников был легендарный альманах «Образ и цвет». Он познакомил начинающего живописца с миром пластических находок Ф. Васильева, А. Куприна, К. Юона. Затем из гардероба художественных традиций поочередно извлекались то русская икона и авангард начала ХХ века, то барбизонцы и английские пейзажисты, то «Маковец» и пластические новации В.В. Стерлигова и, разумеется, французский и русский постимпрессионизм. Подобная примерка закрепленного веками мирового художественного опыта оставила след в живописи и графике автора уже 1980-х гг. И вот спустя десятилетия он, словно возвращается в прошлое, наблюдает в поездках мир русской природы, провинциальных городов с их церквями, реками, горами и оврагами. Игорь Чурилов всегда работал с отобранной натурой, но постепенно пейзаж перестал быть пленэрным. Мастер занялся выявлением синтетических образов русской провинции, отталкиваясь от конкретных видов, особенно приглянувшихся ему в многочисленных путешествиях по различных областям страны.
Программный для Игоря Чурилова набросок «Горы являются ключом к пониманию плоскости» датирован 1994-м годом. С него начался отсчет принципиально нового этапа творчества. Автор занялся выявлением структурных связей предметов и их пластических соединений со средой. Путь художника логически всегда был посвящен поискам организации живописного пространства посредством уходящих вглубь условных линий – ориентированных, но не фиксированных. Пейзажи, созданные в 2010-х гг. в волжских Жигулях, на Ростовской, Вологодской, Тверской, Воронежской, Костромской земле и в иных романтических местах, также по-своему анализируют пространственную среду и потому скорее синтетичны, нежели по-открыточному красивы. Небольшой размер произведений отражает камерность сюжета и лиричность настроения. Ничего лишнего – только «образ и цвет».
Елена Чурилова, искусствовед, член международной Ассоциации искусствоведов (АИС)