История строительства китайской беседки
На границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Новым садом Александровского парка была построена Китайская беседка, которую еще называют «Скрипучей». Работы по строительству этого интереснейшего из-за своей экзотичности павильона начались в один момент со строительством Китайской деревни и велись с 1778 по 1786 год, руководил процессом прославленный русский зодчий И. В. Неелов, а сам проект разработал архитектор Ю. М. Фельтен. Беседка располагается в достаточно красивом месте — на перешейке между двумя прудами.
Такое расположение павильона определило его вытянутость по долгой стороне. В плане беседка представляет собой овальный зал, венчаемый куполом, с примыкающими с двух сторон почти квадратными помещениями, меньшими по размеру. Два входа в павильон оборудованы с восточной и западной стороны в виде выступов прямоугольной формы. Эти выступы открыты с трех сторон благодаря прорезанным в них полуциркулярным аркам. Главный вход украшает лестница, сделанная из камня и состоящая из двенадцати ступеней. Лестница решена в виде расширяющихся по мере спуска полукружий.
Архитектурные особенности китайской беседки
Своим экзотичным видом беседка прекрасно гармонирует с живописным пейзажем вокруг нее. Восточный стиль этого павильона, с его затейливостью и изящностью элементов декора, сочетает в себе и яркость, и лаконичность одновременно. Самое сильное впечатление производит китайская крыша, которая венчает центральный купольный зал. На кровле, украшающей павильон, имеется вышка на металлических столбиках с флюгером. Флюгер выполнен в виде китайского знамени и при дуновении ветра во время вращения скрипит, отсюда возникло второе название павильона — «Скрипучая беседка». Боковые помещения Китайской беседки завершаются террасами на небольших столбах, где также укреплены флюгеры. Карнизы крыши павильона были изогнуты в углах, как было принято в архитектуре Китая при строительстве пагод. Их украшали деревянные позолоченные драконы, которые изготовил выдающийся мастер П. И. Брюлло. Снаружи стены скрипучей беседки были отделаны росписью, имитирующей облицовку цветным мрамором. Двери срединного помещения были украшены росписью и живописной резьбой в китайской технике.
Современное время
На рубеже XIX и XX веков Китайская беседка утратила красоту расписных стен и некоторые декоративные украшения. Великая Отечественная война также нанесла свой урон этому памятнику. В пятидесятые годы ее реставрировали, но постепенно она снова начала ветшать. Серьезная реставрация была проведена по случаю празднования 300-летия Царского Села. Ценность такой постройки, как Китайская беседка, гораздо больше, чем просто художественная. Появление в свое время в Царском Селе этого интереснейшего павильона было не только веянием общей европейской моды. Это одна из ярких характеристик блистательного золотого века Екатерины Великой, которая возводила в своей резиденции целые миры, воспроизводила эпохи, принадлежавшие древним. Она воссоздавала культуры великих народов, демонстрируя этим еще и свое величайшее честолюбие, свою собственную высоту над целым миром.
Редакция сайта Пушкин.спб.ру