История строительства павильона «Грот»
Грот был обязательным украшением парков Западной Европы 18 века и говорил о хорошем вкусе владельца. Его назначение было не только давать прохладу, но и приводить в восторг и изумлять посетителей. На убранство грота ушло 210 крупных «наиредчайших раковин и до 17,5 пуда мелких. Оформлением занималсяФ. Б. Растрелли. Грот был обязательным украшением парков Западной Европы 18 века и говорил о хорошем вкусе владельца. Его назначение было не только давать прохладу, но и приводить в восторг и изумлять посетителей.
Сроительство началось в 1755 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Грот являлся связующим звеном между пейзажной и регулярной частью парка и оживлял пустынную панораму берегов. Только одна сторона здания выходила на сушу, а остальные три омывались водой. В это время также была мода оформлять комнаты во дворце или павильоны в парках раковинами и туфом (горная порода, образовавшаяся из вулканического пепла, с окаменелостями ракушек и улиток). Новомодная комната появилась и в Царскосельском дворце, но из-за сырости раковины сняли и украсили ими новый павильон, превратив его в Грот. Императрица «вышедши из Грота, могла сесть в лодку и отправиться по Большому пруду на бекасиную охоту».
Перестройка павильона «Грот» в 18 веке
В 1770–1771 годах Екатерина II приказала сломать при Гроте пристань с будкой и исправить штукатурные украшения по своему вкусу. Несколько лет спустя и от убранства из раковин и туфа также пришлось отказаться, так как от сырости раковины сами отпадали или их тайком отдирали посетители. Стены были отделаны лепной работой и покрашены в два тона. Отделка была простая, но производила приятное впечатление благодаря пропорциям и выдержанным рисункам лепки. Она выглядит более выгодно, чем позолота и многочисленные раковины, так нравившиеся императрице Елизавете.
Переименование павильона «Грот»
При Екатерине II Грот стал называться «Утренней залой» и был приспособлен императрицей под коллекцию скульптур. Особенно привлекала внимание выполненная из белого мрамора статуя Вольтера в натуральную величину, сидящего в кресле в халате и колпаке. Как писала сама императрица: «…С тех пор как там стоит Вольтер, смотреть утреннюю залу ходят караванами». Однако в 1791 году после народных волнений во Франции, участники которых называли Вольтера своим вдохновителем, императрица разгневалась и приказала статую убрать.
Спустя 40 лет Александр Сергеевич Пушкин, работая над историей Петра I, изучал материалы в одной из закрытых комнат старого Эрмитажа и меж книжных полок случайно наткнулся на статую ««в изгнании». Она ему так понравилась, что он сделал ее рисунок в своем блокноте. С тех пор прошло еще полвека с небольшим, и изваяние французского писателя увидело свет — оно было выставлено в главном музее Петербурга. Название «Утренняя зала» появилось оттого, что императрица в жаркие летние дни, вставая рано утром, иногда предпочитала заниматься делами или чтением в прохладном Гроте, среди каменных изваяний, которые еще больше усиливали прохладу.
На это время вход в сад посторонним людям был запрещен. Затем сюда же в эти дни приглашались гости для общего чаепития со сладостями, а иногда и с музыкой. Вечерами Екатерина II здесь ужинала под военную музыку. Со временем внешний вид здания сильно изменился, появились новые скульптуры. При императоре Павле, винившем мать в смерти отца и разрушавшем ее летнюю резиденцию, часть скульптур была вывезена. Позднее архитектор А. Ф. Видов построил перед Гротом пристань и насыпал берег. Здесь в Крещение в присутствии высочайших особ происходил молебен и водоосвящение.
Современное время
- В время Великой Отечественной войны пристань была разрушена, а в начале 1970-х годов построена заново из гранита.
- В наши дни в павильоне проходят временные выставки.
Редакция сайта Пушкин.спб.ру