История строительства гранитной террасы
В том виде, в каком она предстает перед нами, гранитная терраса была построена в начале 1810 года по проекту архитектора Л. Руска. А история построек на этом месте уходит к 1730 годам, когда здесь выросла гора для катания на «лодках» и «лубках». Позднее здесь появилась каменная Катальная гора для катания в любое время года. Катальная гора — это сложное и грандиозное увеселительное сооружение. Построено было по чертежам и модели Ф. Б. Растрелли. Центральное здание — двухэтажный, богато украшенный каменный павильон. В нижнем здании было три зала: центральный, обеденный и третий — для игр. Все окна на этом этаже были застеклены.
К центральной части здания по сторонам примыкали два форса — спуски с площадками, с них на специальных механических каталках по рельсам скатывались вниз, к Большому пруду и Красному каскаду. Обратно каталки поднимались лошадьми. Техническую сторону горы рассчитал русский ученый А. Нартов. Около спусков стояли карусели с качелями и другими увеселительными приспособлениями для игр на свежем воздухе. Коляски были одно- и двухместными, выкрашенные краской, обитые сукном и шелком. Зимой их ставили на дубовые полозья. В августе 1764 года было велено катальные скаты удлинить. В 1765 году архитектором В. Нееловым к горе был пристроен третий спуск. Два использовались летом, а третий — зимой.
В 1780 году римскому императору Иосифу II во время пребывания в Царском Селе пришлась по нраву Катальная гора, и он попросил у Екатерины II ее план. Императрица приказала сделать большую модель горы. Жизнеописатель русских столиц того времени Пыляев описывает занимательный случай: известно, что граф Орлов обладал недюжинной силой, он мог удержать шесть лошадей, скачущих во весь опор в колеснице, схватив ее за заднее колесо. «Ломал подковы, шутя, и свертывал железную кочергу». Екатерина II едва не погибла во время катания в Царском Селе на высоких горах. Ее колесница одним колесом вышла из колеи, тогда граф Орлов, ехавший с ней, выставил ногу, на полной скорости схватился за перила и так спас императрицу. Мемуаристка леди Димсдейл, посетившая Царское Село в 1781 году вместе с мужем, описывала эти горки разной высоты, стоявшие одна за другой.
Самая высокая гора равнялась девяти метрам. Колесница, спускавшаяся с нее, силой инерции въезжала на следующую гору, пониже, равнявшуюся полутора метрам. Так каталка мчалась до последней горы, представлявшей собой пологий спуск, с которого почти с такой же скоростью колесница над водой вылетала на остров. Эти деревянные горки имели общую длину 302 метра, на них катались как зимой, так и летом. После случая с императрицей и графом Орловым, нога которого еще долго давала о себе знать из-за повреждения на горках, было приказано разобрать это увеселительное и опасное сооружение.
Архитектурные особенности гранитной террасы
Стены террасы украшены внушительными колонами, стволы которых поддерживают постаменты из серого гранита, а капители сделаны из розового гранита. На горе были две большие карусели, одноместный фаэтон, а также две деревянные лошади. К 1795 году Катальная гора так обветшала, что Екатерина приказала разобрать ее, из озера вынуть сваи, построить две пристани, а место превратить в луг. Вновь были сооружены карусели и другие развлечения. Вторую каменную галерею разобрали в 1799 году по распоряжению сына Екатерины, императора Павла. На этом месте Чарльз Камерон начал строить большую просторную галерею с колоннадой из тридцати двух колонн, вытесанных из пудостского камня. Но галерея была разобрана полностью, а ее материалы по приказу императора Павла были использованы во время строительства Михайловского замка в Санкт-Петербурге.
На широкой площадке, образовавшейся на месте Катальной горы, в начале 1800-х годов было решено создать гранитную террасу по проекту Л. Руска, созданному им в 1809 году. Гранитная терраса смотрит на Большой пруд. Стены террасы также сделаны из розового гранита, ниши в которых обрамлены серым гранитом. Луиджи Руска хотел украсить террасу двумя статуями из мрамора, но его замысел не был воплощен в жизнь. На постаменты колонн были установлены копии скульптур Венеры, Апоксиомена и Фавна с козленком. Статуи были отлиты в мастерской Академии художеств методом гальванопластики. Этот способ был открыт русским ученым-физиком Б. Якоби. Скульптуры сохранились до наших дней и стоят на своих прежних местах.
В 1810 году, в одно и то же время с началом стройки Гранитной террасы, Л. Руска построил Большую гранитную пристань на берегу Большого пруда. Она имела очень простой вид площадки со ступенями, украшена четырьмя гранитными круглыми тумбами и решетками. Через несколько десятилетий пристань украсили статуями, изготовленными методом гальванопластики, которые сохранились до наших дней. В 1910 и 1911 годах Гранитную террасу перестроили под присмотром архитектора С. Данини во время подготовки к юбилейной царскосельской выставке. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков перед Гранитной террасой были разбиты цветники. В наше время эта идея также нашла свое воплощение и реализована была по проекту архитектора Т. Дубяго.
Редакция сайта Пушкин.спб.ру