Александровский парк входит в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Царское Село». Название парка идет от имени его создателя –императора Александра I. Он унаследовал от своей бабушки Екатерины II любовь к садоводству и придал парку законченный облик, доведя его тем самым до совершенства. Александр I делал это прежде всего для себя, потому что любил гулять в парке, продолжая традицию садовых прогулок, заведенную Екатериной Великой.
Схема Александровского парка
Площадь Александровского парка около 200 га. Попасть в парк можно через ворота расположенные у Александровского дворца или по большому китайскому мосту рядом с парадным входом в Екатерининский дворец. Александровский состоит из двух частей: регулярного (или Нового сада) и пейзажного парков. Регулярный или французский парк – это парк, имеющий геометрически правильную планировку аллей, цветников, бассейнов. Деревья и кустарники в них обычно подстригают. Пейзажный или английский парк – это парк со свободной планировкой, повторяющий естественный ландшафт.
Регулярный парк (или Новый сад)
История Нового сада восходит к 1740 году, когда на месте дикого парка – Зверинца стали устраивать новый сад. Насыпается гора Парнас, строится центральный парковый павильон Монбижу (нынешний Арсенал). Парк аллеей и широкой просекой делится на четыре равных квадрата со сторонами по 200 метров. А к 1749 году «вокруг» них создается Крестовый канал. Но вскоре интерес к регулярным паркам угасает, и многое остается даже не начатым.
В 1810 году создается специальный комитет, который занимается улучшением царскосельских садов. В 1811 году вновь начинаются работы над улучшением регулярного парка и продолжаются вплоть до смерти императора в 1825 году. Во время пребывания в Царском Селе Александр I лично, ежедневно отдавал указания о том, какие работы вести. В парке воплощены некоторые его собственные идеи. На территории Нового сада расположено множество уникальных сооружений и исторических памятников:
- Куртина «Грибок»,
- Гора «Парнас»,
- Китайский театр,
- Драконов мост,
- Большой китайский мост,
- Крестовый мост,
- Малые китайские мосты,
- Китайская деревня,
- Большой каприз,
- Малый каприз.
Пейзажный парк
К 1796 году возвели Александровский дворец, а вокруг него по проекту И. В. Неелова разбили пейзажный парк, вырыли в нем три пруда, впоследствии названные: Детский, Кухонный и Фасадный.
В 1817–1820 годах парк расширяется. Граница парка отодвигается до въезда в Царское Село из Петербурга, где позднее поставили Кузьминские и Александровские ворота. На всей новой территории высадили тысячи лиственных деревьев. Некоторые пейзажные дороги оформили сибирскими пихтами и елями. На открытых пространствах распланировали луга.
По версии А. С. Пушкина увеличение парка и перестановка ворот была не прихоть, а необходимость – таким образом была увеличена санитарная зона до въезда в Царское Село. Хвойная аллея тоже предстает не только как парковая посадка, но и как санитарная. В последующее десятилетие архитектором Адамом Минеласом строится ряд зданий в неоготическом стиле: Арсенал, Шапель и другие. В начале 20-го столетия на территории Александровского парка для размещения императорского конвоя был построен Федоровский городок – архитектурный комплекс в стиле древнерусских каменных палат. На территории Пейзажного парка расположено множество уникальных сооружений и исторических памятников:
- Белая башня,
- Шапель,
- Пенсионерная конюшня,
- Арсенал,
- Кладбище лошадей,
- Руины Ламского павильона,
- Комплекс фермы,
- Детский домик,
- Ратная палата.
Александровский дворец
Строительство Александровского дворца началось в 1792 году по приказу Екатерины Великой и было приурочено к свадебной церемонии ее внука Александра с княжной Елизаветой Алексеевной. Работа по воздвижению Александровского дворца завершилась в мае 1796 года, и 12 июня 1796 года будущий император Александр I вместе с супругой переехал жить во дворец. Проект дворца принадлежит архитектору Джакомо Кваренги. Александровский дворец – это двухэтажная постройка, план которой прост и удобен. Дворец выдержан в строгом классическом стиле, по его архитектуре можно судить о большом влиянии на Кваренги одного из последних архитекторов эпохи Возрождения, выдающегося Палладио.
Редакция сайта Пушкин. ру