История строительства церкви
Кирасиры – это военнослужащие частей тяжелой кавалерии, одетые в кирасу (латынь). В России кирасиры появились в 1702 году в войне со Швецией, когда по указу Петра I драгунский полк князя Волконского получил кирасы.Первые упоминания о полковой походной церкви относятся к войне 1812 года. В 1832 году Кирасирский полк прибыл в Царское Село. Для служб военным назначили северный придел Софийского собора. К концу XIX века возникла необходимость в отдельной полковой церкви. Деньги на строительство пожертвовал известный благотворитель, купец первой гильдии Илья Кириллович Савинков.
Храм строился в память о бракосочетании императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. 21 июня 1894 года, в день полкового праздника (день памяти святого мученика Иулиана Тарсийского), произошло освящения места, отведенного под строительство храма. Первые три года проект вел архитектором В. Курицыным, но по неизвестным причинам был отстранен и на его место был назначен С. Данини, который и завершил строительство. Храм был освящен в 1899 году. В храме было устроено два придела: верхний – в честь святого Иулиана, а также нижний (пещерный) – в честь святого пророка Илии. В склепе нижнего храма был похоронен купец Илья Савинков с супругой.
Архитетурные особенности церкви
Одной из традиционных особенностей устройства православных храмов было освещение иконостаса из середины церкви свечами и окнами. Архитектор В. Курицын сделал по-другому: главным источником света в церкви стал сам алтарь. Иконостас представлял собой огромное светящееся окно во всю арку алтарного свода. За ними были сделаны большие окна, свет которых проходил через прозрачный иконостас и падал на верующих, вызывая их благоговейный трепет. Чтобы в окна за алтарем попадало больше света, церковь была построена «наоборот», т. е. алтарь был размещен с южной стороны здания, а главный вход – с севернойОбраза на иконостасе тоже несколько отличались от традиции иконописи, принятой в России.
На северных и южных вратах вместо ликов архангелов или святых диаконов были изображены ветхозаветные пророки: святой Моисей и святой Илия (он был ангелом купца Ильи Савинкова). Изображения Спасителя и Божией Матери на иконостасе тоже отличались от традиционных образов и были единственными в своем роде. Перед ликом Богоматери предстояли Николай Чудотворец и святая мученица царица Александра – ангелы императорской четы. На образе Спасителя были изображены брат Господен во плоти Иаков (в день его памяти было совершено бракосочетание государя и государыни) и ангел-хранитель Кирасирского полка – святой Иулиан. Полковые церкви, кроме функции храма и места захоронения, были еще и музеями воинской славы. В них хранились трофейные знамена и ключи от взятых крепостей, полковые штандарты и знамена, памятные награды, фотографии и документы погибших в боях офицеров и солдат. В Кирасирской церкви хранились полковые мундиры шефов, кираса Николая I, старые штандарты Кирасирского и Драгунского полков.
Современное время
- В 1924 году храм был закрыт и превращен в военный склад. Все церковные ценности были вывезены, а иконостас разбит.
- Во время Великой Отечественной войны в здании размещались подразделения испанской Голубой дивизии.
- В последующие годы здание использовалось под хозяйственные нужды артиллерийской дивизией.
- В 1987 году здание церкви было взято под охрану государства как памятник архитектуры.
- В 1992 году храм был передан Русской Православной церкви.
- В 2006 году началась комплексная реставрация церкви, которая продолжается до сих пор.
Редакция сайта Пушкин.спб.ру