В четверг 5 мая в Доме молодежи открылась фотовыставка «Пешком по городу» дизайнера, фотографа, директора издательства «Серебряный век» Владимира Владимировича Уржумцева. Началась выставка с выступления ребят из студии «Крылья», читавших наизусть Гоголя и Достоевского о Пушкине, а также стихотворения Блока, Фета, Есенина. Рассказывая о себе, Владимир Владимирович отметил, что по образованию он художник-реставратор, однако никогда по профессии не работал. В Пушкине живет с 80-го года.
— Владимир Владимирович, расскажите о замысле и о том, как долго создавался этот проект?
— Идея стара как мир, не я один мечтал сделать архитектурную серию. Еще в середине 90-х наивно думал: «Ну что, сейчас возьмем «Зенит» и нащелкаем». Держи карман шире. В итоге здесь собраны фотографии, которые сделаны за последние 10 лет. Есть и совсем ретроработы – например, здание электростанции, дом Каннобио, дом Полякова. Это составные панорамы, сделаны врукопашную. Есть панорамы, сшитые с помощью программного обеспечения, – например, здание Императорского гаража. Некоторые фотографии задумывались для различных краеведческих изданий: когда рассказывают об истории определенного дома, нужны иллюстрации.
— Тут даже люки есть...
— Это наша изюминка, такие старинные еще найти надо! В Петербурге ведь, например, не осталось люков с названием города. (Автор, кстати, даже разрешил постоять на них.
— Небольшая путаница с названиями экспозиции вышла. Видел другое – начиналось со строки Мандельштама.
— Дело в том, что здесь у нас представлена лишь часть, приблизительно половина большого выставочного проекта, который проходил в дни празднования 300-летия Царского Села в Петербурге, в Музее Ахматовой. И там данный проект назывался: «Поедем в Царское Село», или Неизвестный город Пушкин». Но с таким названием устраивать выставку здесь смешно. Поэтому буквально в среду я придумал для данного проекта новое название. Да, кстати, изначально проект задуман как единое панно, единая картинка. Идея позаимствована из екатерининских времен. Была такая традиция – украшать помещение живописью, когда картины вешались вплотную друг к другу. Получалась ковровая или коверная развеска – мозаика из разновеликих картин.
— 10 лет вы снимали. А сколько времени каждой фотографии отводилось?
— Вот так взял камеру и пошел – это невозможно! Подход – академический, иначе ничего не добиться. Сначала выбираются ракурсы, идет эскизная «пристрелка». Хранишь все в памяти или записываешь: какой свет нужен, какая погода. Сумасшедший дом! Вот эту фотографию я ждал приблизительно год. На ней дом, где жил Иванов-Разумник, где бывал Блок, Мейерхольд, Есенин. Он постоянно заросший, всегда в листве. Это единственный возможный ракурс, и специально выбрана весна, когда там еще флёр...
— А какое любимое место в Пушкине?
— Если честно, нет таких. Здесь всё любимое… Однако есть любимый сюжет. На первом этаже висит «Мост-плотина в Баболовском парке». К нему я примеривался очень долго. В течение нескольких лет я приезжал туда на велике. Снимал как только можно: даже с другого берега телеобъективом, удобный ландшафт, что тут скажешь. В итоге нашел подходящий ракурс, но на погоду никак не попадал. Нужно было что-то придумать. И я решил снять его белой ночью! Полдвенадцатого, только село солнце!!! Так нормальные люди не делают. Со штатива, на очень длинной экспозиции – тридцать секунд!
— А в целом ставили перед собой какую-то определенную задачу?
— Было большое искушение находить вычурные ракурсы, но каждый раз меня останавливало представление о том, какими фотографии нашей архитектуры должны быть. Стоял бы какой-нибудь конструктивизм, кубизм – можно было бы оторваться. А здесь надо сдерживаться. Либо вы как фотограф показываете себя, либо обращаете внимание в первую очередь на объект. Моя задача – не выпендриваться, а показать то, что увидел. Забудьте о том, что это фотография, сосредоточьтесь на объекте, на особенностях архитектуры, на композиции. Я всегда провоцировал себя на любовь к городу и того же пытаюсь добиться от аудитории.
Редакция сайта Пушкин.спб.ру