Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Валентина Репина, преподаватель классической музыки в Царскосельской гимназии искусств им. А. Ахматовой

Интервью

Валентина Викторовна Репина работает в Царскосельской гимназии искусств им. А. Ахматовой с 1970 года. За годы работы выпустила 53 ученика, 22 из которых стали профессиональными музыкантами, а 46 из них – лауреатами и дипломантами различных конкурсов в России и за рубежом. В 2003 году Валентина Викторовна получила медаль «За  достижения в культуре», а в 2006-м ей было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

valentinarepina14nov11-01

— Совсем недавно был День учителя, как для Вас прошел праздник в этом году?

— День учителя прошел у меня в классе за роялем, с учениками. Как будто обычный рабочий день. Но вот я услышала стук в дверь, и в класс вошла выпускница прошлого года. Она говорила, что соскучилась, что продолжает играть на рояле, и поблагодарила за то, что я научила ее работать. Многие родители благодарят за это умение, ведь занятия музыкой – это долгий и трудоемкий процесс. Потом, кстати, приходили и другие ученики, а кто не смог прийти – звонил и поздравлял с праздником по телефону. Эти неожиданные и приятные встречи очень радуют и согревают сердце педагога. Ведь в этих неформальных беседах ученики, а часто уже и коллеги, раскрывают свое сердце, рассказывают о своих сомнениях, переживаниях, планах на будущее, профессиональных успехах.

— Скучаете по ним?

— Конечно, ведь подчас мы видимся со своими учениками чаще, чем они видятся со своими родителями. Начиная заниматься с ребенком с 4 – 6 до 14 – 16 лет, мы непосредственно участвуем в его развитии, становлении, ведь индивидуальные занятия – это тесный контакт педагога с ребенком. И все ученики для меня становятся практически моими собственными детьми. Конечно, очень грустно расставаться с учениками, ведь они часть моей жизни. Поэтому День учителя всегда наполнен для меня счастьем, это день радостных встреч и воспоминаний.

— Сколько лет Вы работаете педагогом? Расскажите о годах своей учебы.

— Работаю я уже 40 лет. Закончила Первую музыкальную школу имени В. И. Ленина в Адмиралтейском районе, училась в классе Бэллы Тункель. Затем было музыкальное училище им. Римского-Корсакова при Консерватории. А в консерваторские годы я занималась у профессора Игоря Алексеевича Комарова по специальности фортепиано. И с самого первого дня своей педагогической деятельности, начиная с 1970 года, я работаю в Детской музыкальной школе № 10, ныне Царскосельской гимназии искусств им. А. Ахматовой. Школа меняла свои названия, но я оставалась преданной ей. Я влюбилась в город Пушкин, в его поэзию, красоту, гимназию, где училась Анна Андреевна Ахматова. Одновременно с педагогической работой я занималась исполнительской деятельностью, регулярно выступая с сольными и ансамблевыми программами в концертных залах Санкт-Петербурга, Пушкина, Вустера (США). Позже, когда подрос мой сын, мы выступали вместе с ним с концертами камерной музыки. Мой сын – виолончелист, артист оркестра Михайловского театра. Теперь по мере возможностей и сил приобщаю к музыкальной культуре и своих внуков.

valentinarepina14nov11-02

— Всегда ли хотели стать учителем или Вас больше увлекали выступления?

— Учителем я хотела стать всегда и всегда думала, что педагогика – это творческий процесс, хотя выступать в концертах не менее увлекательно, чем приобщать детей к музыке. У меня было большое количество классных концертов, в заключение которых я всегда выступала с сольной программой или играла в ансамбле с учениками. Но самое интересное для меня, когда маленький ребенок, еще недавно не умевший извлечь из рояля ни звука, выходит на сцену и пытается сыграть серьезную классическую пьесу, передать ее печаль и радость, создать определенное настроение. И в связи с этим мне все чаще вспоминаются слова выдающегося советского пианиста и педагога Генриха Нейгауза: «Меня никогда не покидает ощущение чуда, когда я объясняю ученикам гениальные творения великих музыкантов, и мы вместе стараемся исследовать по мере сил их глубины, проникнуть в их тайны, понять их закономерности, возвыситься до их высоты. Знаю, что это ощущение чуда и связанной с ним радости – радости от его восприятия и осознания – дают мне весь смысл моей жизни, заставляет меня как педагога работать гораздо больше, чем «полагается по штату», и жертвовать собой без всякого сожаления!» Я могу подписаться под каждым этим словом!

— Каково чувствовать себя заслуженным учителем?

— Конечно, приятно, когда твой труд оценен, но это еще и дополнительная ответственность. Ведь когда твои ученики участвуют в отборочных прослушиваниях, выступают на лучших концертных площадках в России и за рубежом, то надо соответствовать своему званию! А это еще большая требовательность к себе, дополнительные сомнения и переживания.

valentinarepina14nov11-03

— С какими трудностями Вы сталкиваетесь каждый день, а каких проблем удается избежать в силу опыта?

— Самое трудное – найти контакт с маленьким человечком, завоевать его доверие. Это очень непросто, ведь иногда начинаешь заниматься с ребенком с 4 лет. Сложно поставить маленькие, еще не гибкие ручки, приучить их играть порой скучные упражнения. А вообще, триада «вижу, слышу, играю» – и есть самое трудное в обучении. Ребенку необходимо научиться одновременно смотреть в ноты, играть на клавиатуре и слушать исполняемое, а это очень непросто. Опыт, безусловно, помогает справиться со всеми этими проблемами. Главное – пробудить в ребенке любовь к классической музыке, желание ее слушать и исполнять. А если не удастся воспитать профессионала, то грамотного слушателя, музицирующего дома и прививающего любовь к музыке своим детям, – удается почти всегда. Поэтому через 15 – 20 лет почти все ученики приводят своих детей в стены родной гимназии. 

— Современные дети как-то изменились по сравнению с советскими?

— Безусловно, в век компьютеризации поменялись и привычки людей. Это сильно отражается на нашей работе: классическую музыку дети почти не слышат. Все заменили синтезаторы и компьютеры. Дети не могут сосредоточиться на моих уроках, поскольку у них большая загруженность в школе. Из Пушкина возить детей в филармонические залы довольно проблематично, к тому же билеты на концерты стали очень дорогими. Поэтому так сложно и важно прививать ребенку любовь к классическому искусству вообще и к традициям петербургской фортепианной школы в частности.

valentinarepina14nov11-04

— Есть ли существенные различия «старой» и «новой» школы преподавания? Можно ли вообще делать такое деление?

— Конечно, современная фортепианная школа шагнула вперед. Стали играть лучше, быстрее, в каком-то смысле совершеннее. Но задачи современной педагогики остались прежними: создать творческую личность, пробудить душу к восприятию красоты, развить вкус ребенка, научить грамотно обращаться с авторским текстом, свободно владеть инструментом, чтобы в свое время они могли передать эти навыки своим детям. Только так можно сохранить культурное наследие. Ибо как говорит Л. Е. Гаккель, профессор Санкт-Петербургской консерватории: «Традиция всегда права, ибо она исторична, ибо она есть некая генетическая система, поддерживающая жизнь музыки из поколения в поколение (передающая, так сказать, генетический код стиля)». 

— Что Вы думаете об изменении системы образования и сокращении количества часов?

— Сейчас, ввиду сильной загруженности, старшие школьники находятся в основной школе почти до 17 часов вечера. А по закону система дополнительного образования должна заканчивать занятия в 20:00. Поэтому сейчас, естественно, идет сокращение часов дополнительного образования. В будущем программа для обычных учеников будет более гибкой. 

— Назовите основные плюсы и минусы этой профессии?

— Непосредственный контакт с детьми дает энергию, радость, общение с ними помогает мне самой развиваться творчески. Ученики меня по-своему учат, у них нестандартный взгляд на окружающий мир, и я начинаю смотреть на некоторые вещи их глазами. Отрицательное в нашей профессии – это бесконечное терпение, а также повторение, без которого невозможно достичь результата. Поэтому педагогам просто необходимы свежие эстетические впечатления! Нужно постоянно ходить в филармонию, музеи, а также поддерживать пианистическую форму. Ведь исполнительское и профессиональное мастерство педагога, непосредственное общение с ним являются одними из важных средств воздействия на ученика.

valentinarepina14nov11-05

— Есть ли у Вас хобби?

— Я очень люблю выращивать цветы и, когда наступает весна, с удовольствием вожусь в саду. Выращивание цветов – тоже по-своему творческий процесс. Также люблю читать книги, современную прозу, например, Улицкую, Рубину. Ну а из зарубежных классиков самый любимый для меня Томас Манн, Марсель Пруст. Еще очень люблю путешествовать, наверное, больше всего в жизни. Мне нравится изучать архитектуру разных городов. Посидеть послушать орган в соборах Италии или Испании, ходить по выставкам. Весной с подругами были в Голландии, проехались по всем городам. И я настолько влюбилась в их живопись! Все-таки Голландия – великая страна, незабываемые впечатления остались от поездки: этот звон колоколов, запах тюльпанов. Поэтому стараюсь как можно чаще путешествовать, чтобы заряжаться для новых свершений на работе. После таких путешествий я полна сил и энергии.

— Дайте совет молодым людям, которые хотят стать учителями?

— Молодому педагогу или молодому человеку, решившему стать учителем, пожелаю стать им, если только он искренне любит детей. Если он способен всю душу раскрыть ученику, если будет всегда подходить к работе творчески и способен воспринимать любого ученика как индивидуальность. 

Беседовала Анастасия Дружнова, сайт Пушкин.спб.ру