По дороге к Дому культуры получаешь колоссальное эстетическое удовольствие. Перед глазами открывается чудесный вид: прозрачный пруд, вокруг которого шумит листвой зеленая аллея, светлая улица, заласканная солнцем, пестрящая старыми городскими постройками.
— Татьяна Павловна, всем известно, что Вы замечательно поете. Расскажите, откуда берет истоки Ваша любовь к искусству?
— Выросла я в семье военнослужащего. Мой папа был первым командиром парусника «Крузенштерн». Мама долгое время была домохозяйкой. Оба они очень хорошо пели. Я окончила музыкальную школу, как и все в те времена. Однажды в 7-м классе одноклассник-баянист сделал мне необычное предложение: спеть на школьном концерте. Я удивилась, ведь никогда не пела до этого. А он и говорит: «Давай попробуем, вдруг ты поешь». Попробовали, оказалось, что пою. Так и понеслось. Во времена учебы в университете пела в студенческом театре, в хоре. А потом и в Доме культуры оказалась именно благодаря пению.
— А как Вы попали в Дом культуры?
— В Пушкине начала работать экскурсоводом в Екатерининском дворце. В 80-м году у нас открывался Тронный зал. По этому поводу был грандиозный костюмированный праздник. Мне достался образ Елизаветы, и пришлось опять-таки петь. У нас работала женщина, которая ходила в Дом культуры заниматься в народный театр. Она услышала, как я пою, и предложила мне записаться в вокальный класс. И я начала петь в Доме культуры. Концертов было очень много, пропадала я там все вечера напролет. А дома мне говорили: «Ты там целыми днями торчишь! Может, тебе работать туда пойти?» И так сложилось, что меня позвали методистом в Дом культуры, а всего лишь через год предложили стать директором. Чтобы проникнуться культурным духом, получила даже специальное образование, отучилась на хорового дирижера.
— Петь продолжаете?
— Пою, все время пою. Иной раз даже во сне пою. Просыпаюсь оттого, что я на каком-то куплете остановилась, и наяву уже продолжаю.
— Как за время Вашего руководства эволюционировал Дом культуры?
— У нас, безусловно, увеличилось количество кружков. Творческих коллективов, которые носят почетное звание «народный», стало аж восемь. До 90-го года их было четыре. Получить это звание очень нелегко, нужно иметь дипломы лауреата международных конкурсов, помимо этого приезжает оценивать коллектив комиссия из профессиональных артистов и музыкантов. Они, конечно, очень строги и критичны. Столько же народных коллективов во всей области есть только у петербургского Дворца культуры имени Горького.
— В «народные» коллективы может попасть любой желающий или требуется профессиональная подготовка?
— Нет, профессионалом быть вовсе не обязательно, любой увлеченный человек может начать в них заниматься. Вот, например, есть у нас фольклорный коллектив «Калинушка». В нем участвуют 15-20 женщин, которые просто любят русскую песню. Их руководитель, конечно, профессионал, но прийти заниматься может любой желающий. Главное, любить петь, а войти в коллектив педагог поможет.
— Есть среди ваших коллективов ансамбли, чья слава вышла за пределы родного города?
— У нас есть вокально-инструментальный коллектив «Ностальгия», он нынче выступал в БКЗ, собрал полный зал. Есть замечательный ансамбль «Ретро-хит», у него очень интересная история. Когда-то шестеро курсантов нашего военного строительного училища создали инструментальный ансамбль. Потом они все разъехались, работали по распределению, служили, и вернулись все в Пушкин спустя много лет. Снова собрали коллектив. Теперь он известен везде, не только в Пушкине и в Петербурге. Они всю Белоруссию проехали и Украину.
— По городу ходит притча во языцех, что возрастной диапазон учащихся в Доме культуры от 2 до 80 лет. Это правда?
— Правда. Есть у нас одна интересная «девушка». Она пришла в наш Дом культуры в 20 лет и вот уже полвека кочует из коллектива в коллектив. Начинала с вокального ансамбля «Юность», потом перешла в ансамбль «Песня» – это уже более зрелый певческий коллектив, дальше была «Пушкинская лира», а теперь вот «Калинушка». Ей 70 лет сейчас, внешне ей их не дать абсолютно. Человек занят любимым делом. У нас много таких персонажей. А некоторые целыми семьями у нас занимаются.
— То есть преемственность поколений у вас имеет место?
— Конечно. Есть у нас эстрадный оркестр, замечательный коллектив. Он был создан дирижером Львом Григорьевичем Мейерсоном. Во время войны он руководил симфоническим оркестром оперетты. Когда наступило мирное время, он создал этот чудесный коллектив – джаз-бенд из 13 человек. Льва Григорьевича, конечно, уже нет, но, надо сказать, он до 86 лет руководил коллективом. Сейчас у оркестра молодой дирижер. Когда коллектив дает концерты, зал переполнен, у них удивительный репертуар. И вот интересно, что в нынешнем составе уже три или четыре сына тех музыкантов, которые были у истоков оркестра. Даже внуки уже играют.
— Что Вам лично дает любимая работа?
— Дело в том, что я только этим и живу. Сын уже вырос. А я уже лет десять в отпуске не была. Просто потому, что не могу представить, как сезон без меня начнется, или ремонт, или еще что-нибудь. Это мой дом. Для себя я уже давно поняла: конечно, директором вечно не будешь, но я до конца своей жизни останусь в этом доме, готова кем угодно работать.
— Сын продолжает Ваши традиции?
— Сын продолжает традиции деда. Сейчас он гражданский, а был когда-то командиром атомной подводной лодки. Побывал в очень многих местах, и на Камчатке, и на севере. Но к искусству тоже неравнодушен, играет на гитаре и пианино. Он ведь здесь вырос. Ему года четыре было, когда я начинала заниматься в вокальном классе, всегда с собой его брала. Бывало, сидит, слушает, слушает, а потом берет меня за рукав и говорит строго: «Домой». Забирал маму из кружка.
— Что из предстоящих мероприятий в Доме культуры Вы порекомендовали бы посетить нашим читателям?
— У нас с недавнего времени начали проходить семейные мероприятия. Совместный отдых детей с родителями в наше время большая редкость, а ведь это так важно. Мы проводим совершенно бесплатно семейные праздники. Они проходят в третье воскресенье каждого месяца. В этом году мы давали представления на основе детских сказок. Праздники были посвящены «Золушке», «Мушкетерам», «Золотому ключику». Заранее готовили для детишек костюмы, придумывали игровые программы.
— По всему городу висят афиши вечеров «для людей элегантного возраста». Расскажите, пожалуйста, что это за мероприятия?
— Синхронно с моим взрослением появлялись и идеи для мероприятий. Мы были одними из первых даже в Петербурге, кто начал проводить вечера «для тех, кому за тридцать». Потом мне стукнуло пятьдесят, и мы решили попробовать привлечь более зрелую публику. Было очень трудно поначалу. Представляете, люди тридцать лет просидели дома или на работе и вдруг их ведут в Дом культуры, чтобы они потанцевали, отдохнули. Это для них было совсем непривычно. Сначала вечера были совсем бесплатные, мы даже вкусности сами покупали, лишь бы люди пришли. И пришли.
— Вечера теперь популярны?
— Очень, особенно в праздничные дни, человек двести, а то и триста приходит. Полный зал танцоров, мужчин даже больше, чем женщин. Играет у нас живая музыка – эстрадный оркестр, исполняют все шлягеры прошлых времен. Причем публика пятидесяти лет считается молодой, приходят люди гораздо старше. У нас даже один печальный случай был: товарищ вальсировал-вальсировал и умер, оказалось, ему девяносто лет было. Зато, конечно, путь свой закончил радостно, в танце.
— Наверное, чувствуете огромную отдачу от людей?
— Еще бы! Иной раз болтаешь со знакомыми на эту тему и говоришь: у нас тут лучше, чем в санатории, только положительные эмоции. В Дом культуры ходят здоровые, веселые, жизнерадостные люди. Здесь всегда хорошее настроение. Отдача от людей колоссальная. Поэтому здесь так долго работают люди, в том числе и я. Я сама себе завидую, что столько лет здесь работаю! Почти 30 лет хожу одной и той же дорожкой и каждый раз удивляюсь и радуюсь этой красоте. И сам дом у нас очень интересный. Он старинный, 1865 года постройки. Говорят, здесь раньше был народный театр. Открывался он в 1865 году оперой Чайковского «Евгений Онегин».
Лада Станишич, редакция Пушкин.спб.ру