Всегда любопытно узнать, как и чем живёт настоящий художник, что его вдохновляет и что хочет сказать своими работами всем окружающим. Наша редакция встретилась с очаровательной женщиной, замечательным живописцем, членом Союза художников России Татьяной Еникеевой.
— Расскажите о себе, как всё начиналось?
— Началось всё незаметно, с детства. Ещё в школе хотела стать художником-анималистом, а потом поступила в Мухинскую академию и закончила её по специальности «моделирование костюма». Время учёбы было замечательным, но жизнь сложилась так, что теперь с удовольствием занимаюсь живописью.
— Кто с детства заметил в Вас талант живописца?
— Я думаю, папа. Он был архитектором-инженером, также заочно окончил Академию художеств по специальности «искусствоведение». Он водил меня на выставки, и я тогда этого не ценила, а когда сама стала мамой, поняла, какой это был труд. Каким он был мудрым человеком и сколько времени уделял своим детям: приобщал к искусству, знакомил с интересными людьми, которые брали меня в археологические экспедиции. Он всегда понимал, что сложно быть художником с материальной точки зрения, а когда есть декоративная специальность – это всегда кусок хлеба. Поэтому папа направил меня именно на моделирование костюма, хотя я всю жизнь мечтала поступить в Репинскую академию.
— Ваша первая картина?
— Ещё в детстве, я отлично помню, как мы вместе с папой по памяти нарисовали совместными усилиями мамину деревню – большой-большой такой лист.
— Какой жанр Вам больше всего нравится?
— Детская тема и балет. Это называется жанровой живописью, когда изображаются такие сценки.
— Чьи работы производят на Вас наибольшее впечатление?
— Разные. Работа может потрясти независимо от жанра, стиля и времени. Например, когда я была в Эдинбурге, там на меня произвёл сильное впечатление портрет дамы художника Соржена. Когда я работала во Франции, мы посещали разные выставки современных художников, мне особенно запомнились работы латиноамериканского художника-примитивиста Ботеро, у него такие смешные люди, круглые, как шарики, но выглядят они декоративно и очень красиво. Хоть я и не пишу в таком стиле, но мне очень понравилось. Также нравятся современные питерские художники, всегда с удовольствием посещаю их выставки. Замечательный пушкинский художник Яков Тарасович Бесперстов. Прекрасный живописец, я ему очень признательна как учителю с большой буквы. Он брал меня на этюды, и именно благодаря ему я много для себя открыла. Серов, Соржен, Ренуар, Дега, разные французские импрессионисты…
— А как складывалась Ваша карьера после академии?
— После окончания академии какое-то время я работала самостоятельно, у нас был создан коллектив творческих работников «Родник». Там мы делились идеями, ездили в поездки, получали заказы. Был один необычный заказ: писали с одним моим знакомым художником пейзажи для подводных лодок. Они были очень длинными, 3 м на 60 см, на них была изображена природа, поля, луга, но без людей, без женщин! Мне очень запомнилась эта работа. Вместе с питерскими и московскими знакомыми художниками мы иногда ездили во Францию. Работали по три месяца, посещали разные французские парки, писали французских моделей, и я позировала. Ещё немного работала в Чехии, в Карловых Варах. Там писала в основном этюды, пыталась что-то продать. Были в Испании весной, объездили весь юг, посетили Гранаду, Кордобу и многих других городов.
— Расскажите о Ваших недавних выставках?
— Я участвую в совместных выставках, например в Санкт-Петербургском союзе художников. Персональная выставка была 10 лет назад во дворце Кочубея в Пушкине. Я отношусь к этому очень ответственно, поэтому для новой выставки пока недостаточно работ. Также участвовала в выставке, посвященной царской династии. Она называлась «Река времён», я там выставила две работы. Когда мы пришли на открытие, я очень удивилась, что на афишу поместили именно мою работу. На ней мой сын Ваня с сачком в лодке. К нам там очень тепло отнеслись, а потом искусствоведы приобрели эти работы.
— Где больше нравится работать? В мастерской или на пленэре?
— Пленэр для меня – очень яркое событие. И каждый раз я переживаю о результате. Очень люблю этюды, но без частой практики их написание сложно дается. Зато если получается, то это потрясающий момент общения с природой, запечатленный на бумаге, и порой даже жалко с ним расставаться.
— Как обычно происходит у Вас написание портрета?
— Вообще я редко беру заказы на портреты, в основном пишу друзей и знакомых, которых изначально уже знаю. Но иногда просят сделать сюрприз: дают фотографию, высказывают пожелания, рассказывают о человеке, чем он увлекается, и просят, чтобы это было более творчески, а не просто перерисовано с фотографии. Иногда дополняю картину какими-то абстрактными вещами, отображаю внутренний мир или могу перенести человека в прошлую эпоху. В этом мне, безусловно, помогает моё образование.
— Какие идеи Вы вкладываете в свои картины? Какие ощущения?
— Самое главное, чтобы было приятно смотреть. И если это пейзаж, то нужно создать такой мир, в который захотелось бы окунуться, божественный мир, который есть вокруг нас, надо лишь приглядеться. Ведь у нас и так хватает сложных моментов в жизни, а хочется как-то радовать и себя и других.
— Вы пишете картины для себя, чтобы выплеснуть какие-то эмоции, или для других людей, дабы показать всю красоту, в которой они живут?
— Я даже не задумывалась об этом, просто пишу, а это так захватывает! В процессе работы я вижу, получается у меня или нет, соответствует ли получившееся тому чувству, с которым я подходила к холсту. А если я стану задумываться о том, что пишу для людей, то, наверное, начну себя в чем-то ограничивать и в итоге буду вести себя неуверенно.
— Какие работы для Вас самые дорогие?
— Мне сложно расстаться с картинами, где изображены мои дети, но всё равно, бывает, расстаюсь. А так, наверное, картины из Франции. Те, которые мне дороги как память, которые я писала, общаясь с интересными и дорогими мне людьми, картины как свидетельства приятных жизненных моментов. Сейчас стараюсь полегче расставаться, потому что многие художники говорят: «Картины – это дети, и нужно заботиться о них, пристраивать в хорошие руки».
— Есть ли у Вас мечта?
— Мечтаю и дальше писать хорошие работы. Но в первую очередь я вижу себя как мама, стремлюсь заботиться о том, чтобы в семье была гармония. Если будут силы и здоровье, в своих картинах я бы хотела осветить духовную сферу. Мне хочется изображать не только свои любимые детскую тему и тему балета, но и евангельские сюжеты, притчи, истории, издревле волнующие людей. Хочется посмотреть на мир шире, затронуть философские сюжеты.
— Что бы Вы пожелали человеку, который собирается стать художником?
— Быть верным себе! И если ты выбрал этот путь, то отступать нельзя. Нужно трудиться, спешить, и тогда всё будет.
Анна Мыцул, редакция сайта Пушкин.спб.ру