Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Михаил Александрович Окулов, директор Царскосельской гимназии искусств

Интервью

Не так давно в Пушкине после реставрации открылось новое здание гимназии искусств. Что происходит в его стенах, рассказал директор учреждения Михаил Александрович Окулов.

— Пушкин для вас родной город?

— Нет. Пушкин для меня не родной город. Я здесь сравнительно недавно, с 2010 года. Мне здесь очень нравится. Нравится творческая атмосфера, нравится этот город-музей.

— Вы довольно молоды для директора. Сколько вам было лет, когда вы вступили в должность?

— Формально 24, но у меня день рождеьния под Новый год, поэтому в 24 я поработал только неделю.

— И легко ли вам было найти общий язык с коллективом?

— Легко, потому что они знают меня с самого маленького моего возраста. Я здесь ребёнком играл сольные концерты. Юрий Михайлович Федоренко (примечание редактора: Юрий Михайлович Федоренко – предыдущий директор гимназии) меня приглашал. Мы с ним давно общаемся. Мои педагоги дружат до сих пор с Юрием Михайловичем. Он всегда давал возможность обыгрывать программу. Поэтому из детских моих впечатлений посещение гимназии у меня всегда ассоциировалось с тёплым приёмом и вкусными пирожками, которыми после концерта угощал Юрий Михайлович.

— То есть у вас музыкальное образование?

— Я закончил петербургскую консерваторию по классу фортепиано у профессора Сандлер. Закончил десятилетку при консерватории. Из своих 27 лет на рояле играю 23. И около десяти лет у меня педагогический стаж в дополнительном образовании детей.

— С учениками легко находите общий язык?

— Наверно, в меру возраста и в силу того, что я стараюсь следить за тенденциями современного мира. Иногда приходится с ними общаться на их языке, чтобы донести информацию. Приходится как-то подстраиваться, заинтересовывать. Я просто посвящаю этому часть своего времени, поэтому мне с моими учениками очень просто, и многие, вырастая, остаются у меня в друзьях.

konkurs-savshinskogo6dec11-05

— Говорят, что у вас есть свой ресторан. Это правда?

— Я человек, который интересуется абсолютно всем. Я и ремонтами в своё время занимался – открывал свою фирму. Как говорится, и в огонь и в воду. И машины делали. У меня действительно был не ресторан, а кафе напротив консерватории. Я его решил открыть с друзьями и ещё с одним консерваторцем (сыном профессора Михайлова). Мы просто решили восстановить историческую справедливость. Всю жизнь там было кафе, а потом закрылось. И мы его вернули. Но так как я переехал в Пушкин, мне пришлось это дело передать в другие надёжные руки.

— Расскажите, пожалуйста, о гимназии. Какие в ней есть отделения?

— Есть стандартный набор дисциплин, которые преподаются в детской музыкальной школе. Проще говорить про наши особенности. Что я здесь изменил. У нас появился класс художественной фотографии. Полностью реформирована хоровая дисциплина. Есть теперь хоровое отделение. Есть просто хор при каком-то инструменте. А теперь дети поступают и на хоровое отделение без инструмента. Они конкретно идут петь. Расширено направление народных промыслов. Лепка появилась. Очень много подготовишечек маленьких занимается дошкольного возраста. Художники сильно развиваются. В перспективе хореография. Приоткрою занавес. Сейчас уже созданы условия, мы берём человека на работу, Романа Леонтьева – это дирижёр из оркестра «Классика», серьёзный человек. Мы будем формировать симфонический оркестр Царского Села на базе гимназии. За эти два года такой творческий всплеск был! История гимназии – это более 600 лауреатов международных конкурсов. Но не могу не похвастаться, что в период с 2010-го по 2012-й их 350 из этих 600. Всплеск невозможный! Мы выступаем везде. Мы ездим за границу. У нас два международных конкурса. В одном мы являемся принимающей стороной. Это 11 стран, 400 участников, 25 профессоров. Мы учредители научно-практической конференции по президентской программе «Наша новая школа». Делаем её в Стокгольме совместно с консерваторией, с государственным объединением профессиональных музыкантов Швеции. Всё это, безусловно, подхлёстывает и педагогов, и детей, мотивирует не просто как к чему-то прикладному, дополнительному относиться. Слово «дополнительное» мне вообще не нравится. Если они сюда пришли, значит, для них это уже главное. Многие ученики продолжают или хотят продолжить своё обучение в творческой сфере.

— Вы ничего не сказали про литературное отделение.

— Литературное отделение – это для меня больной вопрос. Это уникальное отделение. Оно здесь организовано много лет назад моими предшественниками. С трудом его удалось сохранить, как таковое, потому что оно не стандартизировано и не вписывается в нормативно-правовые акты. Гимназия не имеет 12 лет лицензии на образовательную деятельность. Над этим я работаю. У нас весь пакет документов есть. Я планирую, что этот больной вопрос мы тоже решим. Это одна из преград, которую пока мы не преодолеем, ничего не можем сделать с литературным отделением. Когда я пришёл в 2010 году, школа была на грани закрытия. Эти два года мы приводили все документы в порядок. Эта работа незаметная, но огромная. У нас введено два здания в эксплуатацию. Нам построили котельную, а ведь это довольно опасный объект, и такие вопросы решаются на уровне губернатора. Родители детей, обучаемых на литературном отделении, понимают ситуацию и находят силы, в том числе и финансовые, чтобы потянуть это дело. В свою очередь, педагоги активны и дают качественное образование. По крайней мере, я вижу свет в конце тоннеля.

konkurs-savshinskogo6dec11-04

— С какого возраста дети могут прийти в Царскосельскую гимназию?

— Дети приходят с семи лет и чуть меньше, что соответствует возрасту первого класса. Они попадают на государственные места, хотя так говорить не очень правильно. У нас все места здесь государственные. Я имею в виду, что дошкольники учатся на группе самоокупаемости. А по достижении возраста первоклассника мы обучаем по расценкам, утверждённым губернатором (в районе 500 и даже есть 200 рублей в месяц).

— Бывает ли так, что родители приводят ребёнка лет пяти на подготовительные курсы, а педагоги видят, что ребёнок скорее технического склада ума и не склонен к творчеству?

— Это провокационный вопрос, потому что наша гимназия – это эстетическое воспитание, прежде всего. На мой взгляд, даже человека, который не склонен к той или иной творческой деятельности так активно, как другие, надо учить. Это расширяет спектр восприятия всего мира вообще. Наша школа формирует интеллигенцию нашей страны. Это прививает определённые эстетические взгляды и потребности. Мы формируем публику для театров, для музеев, для концертов.

— Существуют ли какие-нибудь вступительные испытания для желающих учиться в гимназии?

— У нас прослушивание. Мы стараемся определить возможности ребёнка, его интерес, после чего родителям рекомендуем тот или иной инструмент. Смотрим также на физиологию: какие ручки, какая растяжка пальцев, насколько хватает дыхания, когда поёт.

— Наверно, много желающих пойти к вам учиться? Хватает мест?

— На сегодняшний день обучается 900 учащихся. Школа рассчитана на 1200 учащихся. И мы постепенно увеличиваем это количество. Контингент увеличивается прямо пропорционально открытию новых отделений. Я надеюсь, что открытие отделения хореографии и симфонический оркестр, который мы формируем, послужат рекламой для родителей и детей. К сожалению, мы живём в такое время, когда несмотря на громкое имя гимназии и на то, что это самая большая гимназия дополнительного образования, приходится всё равно себя рекламировать, предлагать что-то современное, новое. Надеюсь, сейчас появится возможность возить детей из Славянки.

— Какой совет вы, как успешный человек, можете дать подрастающему поколению?

— Надо для себя выбрать, что тебе больше нравится, добросовестно сделать хотя бы что-то и профессионально к этому относиться с раннего детства. В своей жизни я с 4 лет знал направление своей профессии – это музыка. Я не призываю, чтобы в школе все родители за ребёнка сделали выбор. В развитии человека наступает такой момент, примерно с 10 до 14 лет, когда по нему уже видно, к чему он склонен. Тут надо сделать выбор и ответственно к нему относиться. Как говорится «Сделал дело, гуляй смело». И это только приведёт к результату – добросовестное правильное профессиональное отношение. У нас об этом пока поздно задумываются.

Беседовала Ника Тусеева, сайт Пушкин.спб.ру