Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Алексей Гребенкин, арт-директор вокального ансамбля «Антем»

Интервью

С мая по октябрь во время прогулок по Екатерининскому парку гости Пушкина могут насладиться не только прекрасными пейзажами и великолепной архитектурой, но и русской музыкой в исполнении мужского вокального ансамбля «Антем». Коллектив является частью проекта «Звучащая экспозиция», цель которого — объединить в одно целое архитектуру, скульптуру, живопись и музыку. О творчестве ансамбля, о любимых произведениях, планах на будущее и о выступлениях в Пушкине и не только наш корреспондент побеседовал с арт-директором и руководителем коллектива Алексеем Гребенкиным.

— Как и когда был создан проект «Звучащая экспозиция», и кто выступил инициатором его основания?

— В 2005 году после реставрации открылся Павильон Грот, обладающий поистине уникальной акустикой: в зависимости от произведения коллектив в нем может звучать и как один человек, и как большой хор. Тогда я и предложил администрации Екатерининского дворца создать проект, который бы объединил музыку, скульптуру и архитектуру в исторических местах, ведь синтез разных видов искусства всегда сильнее, чем что-то одно. Мою идею поддержали Начальник отдела культурно-художественных программ (ныне покойный) Сергей Леонидович Подпружников, Зам. директора по научной и просветительской работе Ираида Куртовна Ботт и замдиректора по учету и хранению Лариса Валентиновна Бардовская. И вот уже десять лет «Звучащая экспозиция» пользуется большой популярностью: многие гости говорят, что наши выступления стали для них самым ярким впечатлением от посещения Екатерининского парка. А сама идея музыкальных выступлений в исторических интерьерах родилась еще в 1988 году: за это время я успел поработать со многими московскими и петербургскими музеями. С разными коллективами я выступал в Александровском дворце, в Меньшиковском и в Юсуповском, в Эрмитаже и во многих других.

— Как вы собрали артистов, которые сегодня выступают в ансамбле «Антем» и давно ли вы работаете таким составом?

— Как известно, слово «ансамбль» переводится с французского как «совокупность, единое целое». Поэтому я искал в первую очередь тех людей, которые владеют навыками ансамблевого пения: для многих талантливых солистов необходимость подстраиваться под коллектив и не выпячивать себя становится серьезной проблемой. Также для некоторых певцов наша работа не подходит в силу возраста. У нас был замечательный бас-октавист, но, к сожалению, ему было тяжело выступать с нами: нам приходится стоять на ногах практически целый день, мы работаем с десяти утра и иногда до семи вечера. В сегодняшнем составе мы существуем уже три года, нас шестеро: Вадим Грачёв и Олег Семенов — 1 тенор, Евгений Вишневский — 2 тенор, Алексей Гребенкин — баритон, Сергей Румянцев — бас-баритон и Михаил Карпук- бас. При необходимости мы можем заменять друг друга: каждый из участников может исполнять не только свою партию, но и соседнюю.

— Что означает название вашего ансамбля «Антем»?

— В переводе с древнеанглийского «Атнем» означает «гимн», а в переводе с древнегреческого — «голос в ответ». Так как мы много работаем с иностранной публикой, то и название выбрали соответствующее: чтобы было понятно и «вашим» и «нашим».

— Какие произведения составляют основу вашего репертуара, и какие из них вы отбираете для выступлений в Екатерининском парке?

— Среди наших гостей много иностранцев, которые специально приезжают сюда знакомиться с русской культурой, поэтому в павильонах мы обычно исполняем русскую народную и духовную музыку. Что касается «Грота», то для него мы подобрали произведения, которые там звучат наилучшим образом. В основном это медленные и протяжные песни: из-за особенностей акустики и эха звуки начинают накладываться друг на друга, поэтому исполнение быстрых композиций получается не таким убедительным. А павильон «Верхняя Ванна» по акустике напоминает концертный зал, поэтому при выступлении в ней выбор произведения не связан с его темпом. Мы долго и опытным путем выбирали песни, которые производят больше всего впечатления на публику. Например, среди самых популярных народных песен оказались «Ах ты, степь широкая», «Вниз по матушке по Волге», «Эй, ухнем» и «Ничто в полюшке не колышется». Однако в целом в нашем репертуаре есть практически все: помимо русской народной и духовной музыки мы также исполняем и западную классику.

— Какие произведения вы собираетесь включить в репертуар в ближайшее время?

— Сейчас мы планируем сделать программу классической инструментальной музыки, переложенной на голос. Это будут самые популярные и всем известные мелодии: я это условно называю «Полонез Огинского». Полонез Огинского знают все. Естественно, мы выберем ту музыку, которую реально переложить на вокальное исполнение. К примеру «Полет шмеля» Римского-Корсакова переложить на голос очень сложно. Также мы хотим расширить блок западной музыки в нашем репертуаре. Сейчас, например, у нас есть диск «Аве Мария», где мы собрали восемь самых известных католических молитв Богородице и восемь самых известных православных. Туда вошли произведения Шуберта, Баха-Гуно, Каччини-Вавилова, Моцарта, Рахманинова, Чеснокова и другие. Еще в этом году мы собираемся сделать несколько «полнометражных» концертных программ, с которыми выступим в залах Пушкина и Петербурга. Ведь, к сожалению, во время выступлений в парке не получается исполнять больше одного произведения, так как формат экскурсий туристических групп этого не позволяет.

— Алексей, расскажите о ваших любимых местах в Пушкине и о том, чего бы вы хотели пожелать городу.

— Мои любимые места — это, конечно же, Екатерининский парк, Екатерининский Дворец и павильоны, где мы выступаем: павильоны «Грот» и «Верхняя ванна». Также я очень люблю центр города. Сегодня я бы в первую очередь пожелал Пушкину хорошей погоды и идеально отремонтированных дорог: дороги и пробки это для нас серьезная проблема. А во всем остальном Пушкин прекрасен и так.

Беседовала Широкова Светлана, сайт Пушкин.спб.ру