Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Московский международный колледж цифровых технологий «Академия TOП»

Московский международный колледж цифровых технологий «Академия TOП»

Современная программа обучения, разработанная при участии экспертов из IT компаний; преподаватели-практики, действующие IT-специалисты; 90% практики, на выходе собственное портфолио.

Алексей Гребенкин, арт-директор вокального ансамбля «Антем»

Интервью

С мая по октябрь во время прогулок по Екатерининскому парку гости Пушкина могут насладиться не только прекрасными пейзажами и великолепной архитектурой, но и русской музыкой в исполнении мужского вокального ансамбля «Антем». Коллектив является частью проекта «Звучащая экспозиция», цель которого — объединить в одно целое архитектуру, скульптуру, живопись и музыку. О творчестве ансамбля, о любимых произведениях, планах на будущее и о выступлениях в Пушкине и не только наш корреспондент побеседовал с арт-директором и руководителем коллектива Алексеем Гребенкиным.

— Как и когда был создан проект «Звучащая экспозиция», и кто выступил инициатором его основания?

— В 2005 году после реставрации открылся Павильон Грот, обладающий поистине уникальной акустикой: в зависимости от произведения коллектив в нем может звучать и как один человек, и как большой хор. Тогда я и предложил администрации Екатерининского дворца создать проект, который бы объединил музыку, скульптуру и архитектуру в исторических местах, ведь синтез разных видов искусства всегда сильнее, чем что-то одно. Мою идею поддержали Начальник отдела культурно-художественных программ (ныне покойный) Сергей Леонидович Подпружников, Зам. директора по научной и просветительской работе Ираида Куртовна Ботт и замдиректора по учету и хранению Лариса Валентиновна Бардовская. И вот уже десять лет «Звучащая экспозиция» пользуется большой популярностью: многие гости говорят, что наши выступления стали для них самым ярким впечатлением от посещения Екатерининского парка. А сама идея музыкальных выступлений в исторических интерьерах родилась еще в 1988 году: за это время я успел поработать со многими московскими и петербургскими музеями. С разными коллективами я выступал в Александровском дворце, в Меньшиковском и в Юсуповском, в Эрмитаже и во многих других.

— Как вы собрали артистов, которые сегодня выступают в ансамбле «Антем» и давно ли вы работаете таким составом?

— Как известно, слово «ансамбль» переводится с французского как «совокупность, единое целое». Поэтому я искал в первую очередь тех людей, которые владеют навыками ансамблевого пения: для многих талантливых солистов необходимость подстраиваться под коллектив и не выпячивать себя становится серьезной проблемой. Также для некоторых певцов наша работа не подходит в силу возраста. У нас был замечательный бас-октавист, но, к сожалению, ему было тяжело выступать с нами: нам приходится стоять на ногах практически целый день, мы работаем с десяти утра и иногда до семи вечера. В сегодняшнем составе мы существуем уже три года, нас шестеро: Вадим Грачёв и Олег Семенов — 1 тенор, Евгений Вишневский — 2 тенор, Алексей Гребенкин — баритон, Сергей Румянцев — бас-баритон и Михаил Карпук- бас. При необходимости мы можем заменять друг друга: каждый из участников может исполнять не только свою партию, но и соседнюю.

— Что означает название вашего ансамбля «Антем»?

— В переводе с древнеанглийского «Атнем» означает «гимн», а в переводе с древнегреческого — «голос в ответ». Так как мы много работаем с иностранной публикой, то и название выбрали соответствующее: чтобы было понятно и «вашим» и «нашим».

— Какие произведения составляют основу вашего репертуара, и какие из них вы отбираете для выступлений в Екатерининском парке?

— Среди наших гостей много иностранцев, которые специально приезжают сюда знакомиться с русской культурой, поэтому в павильонах мы обычно исполняем русскую народную и духовную музыку. Что касается «Грота», то для него мы подобрали произведения, которые там звучат наилучшим образом. В основном это медленные и протяжные песни: из-за особенностей акустики и эха звуки начинают накладываться друг на друга, поэтому исполнение быстрых композиций получается не таким убедительным. А павильон «Верхняя Ванна» по акустике напоминает концертный зал, поэтому при выступлении в ней выбор произведения не связан с его темпом. Мы долго и опытным путем выбирали песни, которые производят больше всего впечатления на публику. Например, среди самых популярных народных песен оказались «Ах ты, степь широкая», «Вниз по матушке по Волге», «Эй, ухнем» и «Ничто в полюшке не колышется». Однако в целом в нашем репертуаре есть практически все: помимо русской народной и духовной музыки мы также исполняем и западную классику.

— Какие произведения вы собираетесь включить в репертуар в ближайшее время?

— Сейчас мы планируем сделать программу классической инструментальной музыки, переложенной на голос. Это будут самые популярные и всем известные мелодии: я это условно называю «Полонез Огинского». Полонез Огинского знают все. Естественно, мы выберем ту музыку, которую реально переложить на вокальное исполнение. К примеру «Полет шмеля» Римского-Корсакова переложить на голос очень сложно. Также мы хотим расширить блок западной музыки в нашем репертуаре. Сейчас, например, у нас есть диск «Аве Мария», где мы собрали восемь самых известных католических молитв Богородице и восемь самых известных православных. Туда вошли произведения Шуберта, Баха-Гуно, Каччини-Вавилова, Моцарта, Рахманинова, Чеснокова и другие. Еще в этом году мы собираемся сделать несколько «полнометражных» концертных программ, с которыми выступим в залах Пушкина и Петербурга. Ведь, к сожалению, во время выступлений в парке не получается исполнять больше одного произведения, так как формат экскурсий туристических групп этого не позволяет.

— Алексей, расскажите о ваших любимых местах в Пушкине и о том, чего бы вы хотели пожелать городу.

— Мои любимые места — это, конечно же, Екатерининский парк, Екатерининский Дворец и павильоны, где мы выступаем: павильоны «Грот» и «Верхняя ванна». Также я очень люблю центр города. Сегодня я бы в первую очередь пожелал Пушкину хорошей погоды и идеально отремонтированных дорог: дороги и пробки это для нас серьезная проблема. А во всем остальном Пушкин прекрасен и так.

Беседовала Широкова Светлана, сайт Пушкин.спб.ру