А вы знаете, как выглядели первые железнодорожные билеты в России? Они появились вместе с открытием Царскосельской железной дороги в 1837 году и представляли собой латунные пластинки. Спустя 23 года уже начали использовать бумажные проездные документы. А теперь немного истории...
В первые годы работы Царскосельской железной дороги пассажир мог купить в кассе металлические жетоны, в народе их называли «жестянки», которые были рассчитаны на многоразовое использование. Такие железнодорожные билеты были выполнены из латуни и имели прямоугольную форму с закругленными углами. На «жестянках» было выбито: номер вагона, место, время отправления и название станции назначения. При выходе из вагона они сдавались поездному кондуктору, который возвращал их снова в кассу. За недостачу билетов кондукторы, в свою очередь, наказывались штрафом.
Любопытно, если пассажиру нужно было пересесть из поезда в поезд в Царском Селе, то он вынужден был покупать новые билеты, что создавало определенные неудобства. В связи с этим с 1 июля 1844 года в поезда включались специальные вагоны, в которых можно было ехать до Павловска без приобретения нового билета в Царском Селе, а в 1859 году дорога установила единые билеты из Петербурга до Павловска.
26 апреля 1860 года на Царскосельской железной дороге были введены одноразовые бумажные проездные билеты разных цветов: белые — для вагонов 1-го класса, розовые — для вагонов 2-го класса и зеленые — для 3-го. На каждом билете цифровым кодом обозначалась станция назначения.
Билеты определенного класса сшивались в особые книги по 1000 штук. Книги прошнуровывались и опечатывались. При продаже билеты вырывались из книги, на них проставлялся номер вагона и штемпель с указанием времени отправления поезда. При входе в вагон билеты изымались и помещались в специальную кружку, которая пломбировалась и сдавалась на конечной станции.