Ой! У вас включён блокировщик рекламы

Adblock и другие блокировщики рекламы могут препятствовать отображению важных элементов сайта. Для его правильной работы рекомендуем отключить блокировщик в настройках браузера или добавить Пушкин.спб.ру в список исключений. Если вы готовы к тому, что сайт будет работать некорректно, просто закройте это сообщение.

Павловский парк: территория великого искусства

Городская жизнь

Павловский парк – это место вдохновения многих поэтов, писателей, архитекторов и путешественников. Он воспет в стихотворных и прозаических произведениях. Побывав здесь однажды, хочется вернуться вновь. И немудрено: осмотр всех достопримечательностей, аллей, скульптур и павильонов может занять вечность, все-таки парк занимает 600 гектаров. А это, на секундочку, три государства Монако.

Пушкин.спб.ру расскажет об истории возникновения некоторых достопримечательностей Павловского парка, увидеть которые стоит каждому.

Большой Павловский дворец

Дворцовый комплекс – доминанта всей необъятной территории, покрытой лесами. Он расположен на высоком холме рядом с рекой Славянкой и считается одним из самых удаленных мест парка.

Единство архитектуры и внутреннего интерьера объясняется необычной историей создания этого прекрасного комплекса.

Когда Павловский дворец только планировали строить, наследник престола Павел Петрович отправился с супругой Марией Федоровной в путешествие по Европе. Во время поездки будущий император знакомился с искусством Австрии, Италии, Франции, Голландии и покупал различные предметы мебели, картины, мраморные копии античных скульптур, фарфоровые изделия и многое другое.

По приезде ценные приобретения были отданы для изучения архитекторам. Таким образом, мастера смогли спланировать наилучшее декоративное решение на ранних этапах строительства. Подобной практики еще не было, и этим объясняется необычайная гармония всех элементов Павловского дворца.

Памятник Павлу I

Павловский парк не мог не олицетворять своего создателя Павла I, и памятник в честь императора величественно возвышается в центре площади перед Большим дворцом. Взгляд Павла устремлен в сторону Липовой аллеи, он словно встречает прибывающих во Дворец гостей.

История этого монумента началась еще в 1796 году, когда русский живописец Степан Щукин написал парадный портрет Павла I, вступившего в том же году на престол. Через 50 лет на основе картины, одобренной самим императором, скульптор Иван Витали изготовил модель, сохранившую полное сходство с Павлом I.

Вскоре на Санкт-Петербургском гальванопластическом заводе художественной бронзы по велению Николая I, сына Павла I, была изготовлена бронзовая статуя царя.

1 августа 1851 года монумент был установлен на гранитном постаменте с цоколем перед Гатчинским дворцом.

Однако позже хозяин Павловска, внук Павла I князь Константин Николаевич приказал отлить вторую статую методом гальванопластики. В 1872 году она была установлена перед дворцом в Павловске на более низком металлическом постаменте без цоколя.

Собственный садик

Собственный садик – самое благоухающее место в Павловском парке, оно буквально утопает летом в цветах. Уютный уголок под открытым небом был создан для отдыха великокняжеской четы. Сюда Мария Федоровна и Павел I могли попасть непосредственно из своих покоев, что и определило интимный характер сада, созданного только для его хозяев.

Первоначально здесь высаживались и южные растения – каштаны, тутовые деревья и южные тополя. Многие их них в суровых условиях не выжили, а часть деревьев сгорела в пожаре 1803 года.

Царство флоры гармонирует со строгим стилем мраморных статуй и бюстов, ваз и самой беседки.

Портик Трех Граций в Собственном садике Павловска

В 1802 году император Александр I, старший сын Марии Федоровны, преподнес на День рождения своей матушке изумительный подарок – скульптурную композицию «Три грации», ставшую главным украшением постройки.

Это была копия работы Антонио Кановы, выполненная из цельного куска мрамора итальянским скульптором Паоло Трискорни.  Композиция изображает трех граций, поддерживающих вазу, (грации – это благодетельные богини, олицетворяющие красоту, любовь и удовольствие).

Во время войны скульптуру сотрудники музея тщательно пытались спрятать, так как вывезти ее за пределы города было очень опасно. Они заминировали и спрятали в земле статую, а после войны благодаря саперам извлекли и отреставрировали.

Колоннада Аполлона

Напротив Большого дворца также на холме расположилась легендарное строение – Колоннада Аполлона. Культ искусства Марии Федоровны побудил к созданию этого необыкновенного памятника архитектуры.

Автором композиции стал русский скульптор Федор Гордеев. Он установил постамент недалеко от въезда в парк со стороны Царского Села, но в 1800 году Павел I приказал перенести сооружение ближе к дворцу, чтобы видеть его из своих покоев.

Колоннада была установлена на вершине холма, символизирующего гору Парнас, также был устроен каскад, спускавшийся по камням в реку. Вдохновением служили античные традиции, поскольку гора Парнас являлась местом обитания Аполлона и девяти его муз.

В 1817 году подступающая вода к основанию сооружения разрушила часть Коллонады. Однако обломки решили не убирать – тогда в архитектурную моду вошли искусственные руины.

Семейная роща 

Небольшая красивая роща имеет огромное значение для дворцово-паркового ансамбля. Каждое дерево здесь символизирует рождения нового члена императорской семьи. Такая идея пришла в голову императрицы в 1785 году.

В семье Павла I и Марии Федоровны было десять детей, когда они подросли и вступили в брак, деревья были посажены в честь их избранников, а затем и появившихся детей. И к моменту смерти матушки в саду выросло 50 деревьев.

Павильон Вольер

Одним из первых строений, планируемых Павлом, был павильон Вольер. Предполагалось, что здесь будут обитать птицы, и расположится небольшой музей с привезенными из разных стран артефактами.

Главный архитектор Павловского парка Чарльз Камерон создал одноэтажное здание, состоящее состоящая из центральной части с куполом и двух боковых строений, которые соединялись между собой галереями с колоннами. Внутри сделали стеклянные двери и украсили стены зеркалами, благодаря чему свет в павильоне усиливался. Из-за оптической иллюзии отражения казалось, будто вместо стен у дома – деревья, кусты и цветы.

Между колоннами в те времена протягивалась сетка, и птицы порхали внутри павильона среди растений. В Вольере Мария Федоровна любила принимать гостей, устраивать танцы и семейные обеды.

После гибели мужа императрица выпустила на волю всех птиц и устроила большой цветник возле павильона.

Павильон Росси 

У павильона есть два названия: первое – в честь архитектора Росси, по проекту которого строилось здание, второе – памятник императрице Марии Федоровне.

В 1835 году Великий князь Михаил Константинович хотел увековечить имя своей матери и возвести новый павильон. Но строительство не заладилось.

Только в 1914 году по эскизам Карла Росси, скульптор Владимир Беклемишев реализовал проект и создал статую Марии Федоровны. Позировала мастеру артистка Императорского Малого театра Ольга Сорокина.

Розовый павильон 

Розовый павильон необыкновенен не только по своей красоте, но и благодаря исторической ценности. Изначально это было простое небольшое здание, увенчанное куполом. Его построил архитектор Андрей Воронихин в 1807 году.

А уже после к нему пристроил танцевальный зал Карл Росси. Поэтому форма павильона по итогу стала уникальной. В 1814 году именно здесь чествовали Александра I и его гвардию по возвращении из Парижа. На празднике звучали хвалебные гимны в исполнении хоров, а завершилось торжество стрельбой из пушек и фейерверком.

Затем это место стало пристанищем художников, литераторов и музыкантов. Сюда приезжали многие приближенные к императорской семье деятели, неравнодушные к искусству.

Амфитеатр 

Театр под открытым небом, расположенный по обоим берегам реки Славянки. Что может вдохновлять лучше на творческие свершения?

На правой стороне гордо возвышался каменный амфитеатр, в центре которого стояла копия античной скульптуры богини Флоры. Неподалеку находился фонтан, питающийся водами реки.

Левый берег представлял собой сценические площадки, устроенные на земляных террасах. Декорациями был густой кустарник.

Чаще всего в Павловском амфитеатре показывали балет. А заканчивалось шоу фейерверком.

Круглый зал 

Круглый зал расположен в парковом районе Большая Звезда в месте дорог на первоначально круглой площадке, именуемой Зеленым ковром.

Павильон построил в 1800 году архитектор Винченцо Бренной. Зал использовался для музыкальных концертов. По-французски он именовался как Salon de musique, но в шутку господа его стали называть «соленый мужик».

Рядом с павильоном в 1836 году провели первую в России железную дорогу, соединившую Северную столицы с Царским Селом и Павловском.

С 1 сентября 1998 года благодаря помощи бизнесмена и мецената Сергея Гутцайта, Круглый зал был отреставрирован и стал местом проведения концертов «Музыкальный променад» и «Музыка без границ». Концерты проходят летом в выходные дни и посетить их могут бесплатно все желающие (музыкальные блоки длятся по 15 минут и зрительская аудитория обновляется на протяжении всего концерта).

Самое красивое место в Павловске

В парке можно найти луг, окруженный с трех сторон рощами. Именно это место безумно понравилось итальянскому художнику Пьетро ди Готтардо Гонзаго во время поездки в Россию.

И неудивительно, отсюда открывается чудесный вид на леса и поля Павловска.

По другой версии живописный луг так нравился Марии Федоровне, что однажды, прогуливаясь в этой части парка, она назвала место самым красивым.

Влюбиться в Павловский парк получится с первого взгляда и навсегда. И невольно вспоминаются строчки А. Васильева:

Пока мы смотрим, кружат в танце музы
Не тронет время стройности фигур
Запечатленных в мраморе, все узы
Разорваны, звучит лишь та из музык
Что рождена без всяких партитур…